Профсоюз

УСТАВ БЕЛОРУССКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ВЫШЕСТОЯЩИЕ ПРОФСОЮЗНЫЕ ОРГАНЫ

Гродненская районная организация Белорусского профсоюза работников образования и науки

Председатель Гродненской районной организации белорусского профсоюза

работников образования и науки

Горбатко Галина Григорьевна

№ каб.: 417

Тел.: 8(0152)61-07-72

Моб.: +375 29 867 87 75

Прием граждан по личным вопросам: третья среда месяца
с 08:00 до 13:00 и с 14:00 до 15:00

Главный бухгалтер

Андреева Анна Станиславовна

№ каб.: 417

Тел.: 8(0152)61-07-72

Моб.: +375 29 582 80 66

Председатель первичной профсоюзной организации ГУО "Гожская средняя школа"

Паланцевич Наталья Иосифовна

ДОКУМЕНТЫ ПРОФСОЮЗА

СБОРНИК В ПОМОЩЬ ПРОФСОЮЗНЫМ РАБОТНИКАМ И АКТИВУ

СОГЛАШЕНИЕ между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2019-2022 годы (продлено на 2022-2025 годы)

СОГЛАШЕНИЕ между Гродненским областным исполнительным комитетом, Гродненским областным союзом нанимателей и Гродненским областным объединением профсоюзов на 2021-2024 гг.

Соглашение между управлением образования Гродненского районного исполнительного комитета и Гродненской районной организацией Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2022-2025 годы 

Постановление пленума № 16 от 26.01.2022 О состоянии травматизма в учреждениях и организациях, входящих в состав Гродненской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки, в 2021 году 

Постановление пленума  № 4 от 14.07.2021 Об утверждении Программы санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся на 2021 - 2025 годы

Постановление № 133 от 16.06.2021 О Концепции информационной работы Федерации профсоюзов Беларуси и ее членских организаций и об утверждении Положения об Информационном центре

ДЕКРЕТ Президента № 5 в новой ред.от 15.12.2021 Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций

ДЕКРЕТ Президента № 6 от 12.10.2021 Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь

Комментарий к декрету № 6

Постановление № 585 от 14.10.2021 О форме характеристики

РЕЗОЛЮЦИЯ Международной конференции "Влияние глобальных экономических вызовов на социально-трудовые нрава человека", состоявшейся 13-14 сентября 2021 г.,г. Минск, Республика Беларусь

Информационные материалы по добровольному страхованию

Об институте наставничества от 11.02.2022 № 03-18/76

Положение о первичной профсоюзной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки, утвержденное Постановлением Президиума Центрального комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки от 25.11.2020 № 14/582

Положение о территориальной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки, утвержденное Постановлением Президиума Центрального комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки 25.11.2020 № 14/582

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь № 178 "О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан"

Указ Президента Республики Беларусь № 179 от 28 мая 2020 г. "Об оплате труда"

Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси № 104 от 20.05.2020 "Об утверждении Плана мероприятий по выполнению протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 28 февраля 2020 г. на VIII Съезде ФПБ"

Постановление Президиума Центрального комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки № 8/250 от 26.05.2020 "Об утверждении Положения о работе с профсоюзными кадрами Белорусского профессионального союза работников образования и науки "

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 20 мая 2020 г. № 299  «О документах, срок действия по которым продлевается» 

Комментарий к ст. 35 «Общие основания прекращения трудового договора» Трудового кодекса Республики Беларусь

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь № 178 "О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан"

Указ Президента Республики Беларусь № 178 "О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан"

Методические рекомендации по расходованию средств на оплату труда бюджетными организациями, подчиненным Министерству образования и структурным подразделениям местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования

Постановление Президиума Совета Гродненского областного объединения профсоюзов от 22.04.2020 № 53

Программа деятельности Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2016-2020 годы.

Методические рекомендации о порядке создания, государственной регистрации (постановки на учет) и ликвидации первичных профсоюзных организаций.

Устав Белорусского профессионального союза работников образования и науки (в новой редакции 2019).

О разъяснении вопросов применения Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 года №5.

Регламент работы Гродненской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ" от3 1 марта 2020 г. № 369 

Постановление президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси "О текущей ситуации" от 26.03.2020 № 77

Постановление Белорусского профессионального союза работников образования и науки  "О работе Центрального комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки за период с 03.04.2015 по 19.02.2020" 19.02.2020 № 2

Постановление Белорусского профессионального союза работников образования и науки "Об утверждении Положения о ревизионных комиссиях Белорусского профессионального союза работников образования и науки, его организационных структур" от 19.02.2020  № 11

Трудовое законодательство 2020 г. (изменения)

Положение об установлении надбавок педагогическим работникам

Вышестоящие профсоюзные органы

Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2019-2022 годы

Выписка из протокола профсоюзного комитета, образцы писем

МАКЕТ коллективного договора для учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования

Примерная номенклатура дел первичной профсоюзной организации

ИНФОРМАЦИЯ об итогах мониторинга Гродненской областной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 27.06.2018 N 6 /227 г. Минск 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 27.06.2018 N 6/239 г. Минск

ИНФОРМАЦИЯ о практике работы Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки

Постановление №82 от 29.03.2019 (О методических рекомендациях по делопроизводству для первичных профсоюзных организациях)

Постановление №88 от 29.03.2018 (О внесении изменений и доп. в Положение об обществ. инспекторе по охране труда)

Примерное положение о комиссии по трудовым спорам

Образцы документов КТС

Об использовании логотипа официального Интернет-портала ФПБ

СПРАВКА мониторинг УВО_НАН

Об аттестации педработников

Методические рекомендации по ОТ

Каталог Коллекция избранных путешествий

Формы и примеры оформленияраспорядительных и справочных документов 

О выполнении решений VI Пленума ФПБ

О задачах по выполнению решений 6 Пленума ФПБ

Об организации работы по выполнению постановления Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси «О результатах мониторинга внутри профсоюзной дисциплины»

Социальный паспорт профсоюзной организации

О подведении итогов выполнения коллективных договоров

Методические рекомендации по подведению итогов выполнения коллективных договоров

Методические рекомендации по применению типового плана счетов бухгалтерского учёта

Устав Белорусского профессионального союза работников образования и науки

Мероприятия по выполнению комплекса мер по реализации в системе ФПБ Основных положени Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы

Методические рекомендации по организации и проведению социально ответственного реструктурирования предприятия

Постановление о стандарте профсоюзного бюджета

Положение об областном смотре-конкурсе на лучшую первичную профсоюзную организацию

Рекомендации для руководителей организаций по активному применению форм и методов морального и материального стимулирования работников, ведущих здоровый образ жизни, занимающихся физической культурой и спортом

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда».

Положение об установлении надбавок к должностным окладам руководителей учреждений образования Гродненского района.

Положение о Почетной грамоте Гродненской районной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки.

Положение о премировании руководителей учреждений образования Гродненского района.

Положение о районном Совете ветеранов педагогического труда.

Примерный перечень вопросов, рекомендуемых для изучения и рассмотрения на заседаниях профсоюзного комитета и общественной комиссии по охране труда.

Цели и задачи Гродненского районного профсоюза работников образования и науки.

Правила внутреннего трудового распорядка.

Коллективный договор - шаг за шагом.

Рекомендации по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений.

О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Ресублики Беларусь.

В помощь профсоюзному активу и социальным партнёрам. 

Памятка по проверке соблюдения законодательства об оплате труда в учреждениях образования Гродненской области

Постановление №74  от 29 июля 2019 "О проведении обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих"

Постановление №75 от 13.06.2018 "О работе нанимателей профсоюзных комитетов УО по внедрению и совершенствованию системы управления охраной труда"

Постановление №77  от 13.06.2018 "О работе администрации и профсоюзных комитетов УО по выполнению Инструкции о порядке аттестации педагогических работников"

Постановление №92 от 29.06.2018 "О работе нанимателей и профсоюзных комитетов УО по соблюдению законодательства об оплате труда"

Постановление №83 от 13.06.2018 "Об утверждении плана сотрудничества с УП "Белпрофсоюзкурорт" 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2019 № 190 " О порядке направления педагогических работников и условиях оплаты труда при оздоровлении"

ПОЛОЖЕНИЕ о территориальной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки

Молодому специалисту

Молодой специалист – это лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования (ст. 1 Кодекса РБ об образовании (далее – КоО).

Выпускники, работающие по распределению, являются в течение срока обязательной работы по распределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (п. 5 ст. 83 КоО).

   Выпускник, который окончил полный курс обучения и направлен на работу комиссией по персональному распределению, обязан отработать по распределению на работу 2 года со дня заключения трудового договора между ним и нанимателем. Срок службы в Вооруженных Силах Беларуси, иных войсках и воинских формированиях после окончания учреждения образования засчитывается в срок работы специалиста по направлению.

         Не относятся к специалистам выпускники:

-- учебных заведений, получившие высшее или среднее специальное образования без отрыва от производства;

-- дневной формы обучения, которые хотя и обучались за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, но не прошли итоговую аттестацию;

-- получившие образование в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях не за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

-- дневной формы обучения, хотя и получившие образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, но в соответствии с законодательством имеющие право на самостоятельное трудоустройство.

Право молодых на труд

            Право на труд -- основа всех социально-экономических прав граждан. В соответствии со ст.41 Конституции гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием,  профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Важнейшей гарантией реального осуществления права на труд для молодых специалистов наряду с установленными общими правовыми гарантиями для всех граждан являются дополнительные гарантии, установленные в специальных нормативных актах.

          Нормативные акты, регулирующие правовое положение специалистов.

         Среди специальных нормативных актов, регулирующих правовое положение молодых специалистов, основное место занимает постановление Совмина "Об утверждении положения о распределении выпускников, которые обучаются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в заведениях образования, что обеспечивает получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь" от 2002-10-14г. N 1423 (далее -- Положение). Данное Положение является обязательным для исполнения всеми министерствами, иными республиканскими органами госуправления, местными исполнительными и распорядительными органами, организациями независимо от формы собственности, а также для выпускников дневной формы обучения заведений образования, которые обеспечивают получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, что обучались за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Нанимателям, независимо от форм собственности, запрещается на протяжении 2 лет после окончания учреждения образования принимать на работу выпускников без свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве. Увольнение специалистов или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью, квалификацией до окончания обязательного срока работы запрещается, за исключением увольнения по инициативе нанимателя за виновные действия и случаев, предусмотренных в п.п.1 (в связи с ликвидацией организации), 2 и 6 ст.42 Трудового кодекса (далее -- ТК). В случае невыполнения порядка приема на работу выпускников и увольнения специалистов, предусмотренного Положением, наниматель возмещает средства, затраченные на обучение выпускников, в бюджет, с которого осуществлялось финансирование их обучения. В случае отказа от добровольной компенсации денежных средств за обучение их взыскание осуществляется в судебном порядке.

 В соответствии пункта 5 статьи 84 «Кодекса Республики Беларусь об образовании» выпускники, получившие высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, направляются на работу, соответственно  являются молодыми специалистами, и по прибытии на работу они имеют все гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством молодым специалистам. 

Молодые специалисты – «целевики»
Целевая подготовка специалистов – это договоренность между государственными предприятием или организацией с одной стороны и учреждением образования с другой. В рамках этой договоренности предприятие посылает в учреждение образования заявку на подготовку конкретного специалиста по конкретной (необходимой предприятию) специальности. При поступлении для «целевиков» устанавливается отдельный конкурс (в рамках контрольных цифр, доведенных до учреждения образования). При этом их обучение также финансируется за счет бюджетных средств. 
Молодой специалист – «целевик» должен работать по распределению именно у того нанимателя, который подавал изначальную заявку, на основании которой и был осуществлен целевой набор абитуриентов.

 Прием на работу
На нанимателе лежит обязанность принять на работу прибывшего молодого специалиста и обеспечить ему условия, указанные  в свидетельстве о направлении на работу.
Положением установлен запрет на увольнение молодых специалистов или на перевод на работу не связанную с полученной специальностью, квалификацией, до окончания срока работы по распределению. Исключение составляет:
- переход на выборную должность;
-принятие решения учреждением образования о перераспределении молодого специалиста либо выдаче ему справки о свободном трудоустройстве;
-зачисление в учреждение образования в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени);
-нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора;
- увольнения по инициативе нанимателя в соответствии с пункта 1,2,4 – 9 статьи 42 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) и по обстоятельствам, не зависящем  от воли сторон, предусмотренных в пункте 1-3,5,6 статьи 44ТК.
С молодыми  специалистам при приеме на работу заключается контракт или трудовой договор на определенный срок (о сроке немного далее).
Независимо от  формы собственности и хозяйствования наниматель не вправе отказать молодому специалисту в заключении трудового договора (контракта), который, к слову, заключается без предварительного испытания.

 Срок отработки
Молодой специалист обязан отработать 1 год после получения профессионально-технического образования (по целевому направлению – 2 года) и 2 года после получения среднего специального или высшего образования (по целевому – 3 года среднее специальное и 5 лет высшее образовании). Соответственно, не допускается заключение трудового договора  с  данными категориями работниками на меньший срок.
В срок отработки молодому специалисту засчитывается отпуск по уходу за ребенком до трех лет и служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, иных войсках и воинских формированиях.
А для лиц, получивших высшее образование по профилю образования "Здравоохранение", срок обязательной работы исчисляется с даты заключения трудового договора по должности врача-специалиста. Срок отработки исчисляется со дня заключения трудового договора (контракта) между молодым специалистом и нанимателем. Поскольку студент не является молодым специалистом во время обучения в учебном заведении, то и работа в указанном случае не учитывается.При распределении учитывается весь срок отработки после окончания учреждения образования.

Выплаты, предусмотренные молодым специалистам

Выпускникам, которым место работыпредоставлено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации, в частности:

– денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством;

– компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде (ст. 48 КоО).

Для лиц, получивших образование по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РБ, органов внутренних дел, Следственного комитета, органов финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям предоставление гарантий и компенсаций в связи с направлением к месту службы определяется законодательством о прохождении соответствующей службы.

Размеры денежной помощи молодым специалистам

Денежную помощь выплачивают:

– молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, направленным на работу, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);

– молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.

Выплату денежной помощи наниматель обязан осуществить в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.

Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждение образования обязано выплатить денежную помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.

В случае если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им положено выплатить соответствующую денежную помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.

Справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании (п. 25 Положения о распределении*).

___________________________________

* Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 22.06.2011 № 821 (далее – Положение о распределении).

Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, направленным на работу, областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений (п. 26 Положения о распределении).

Выплаты в связи с переездом

Молодым специалистам гарантируются выплаты в связи с переездом, предусмотренные законодательством о труде.

Так, работникам, лицам, завершившим обучение, переезжающим на работу в другую местность в связи с переводом, направлением, в порядке организованного набора либо приемом в соответствии с предварительной договоренностью, заключенными договорами или заявками, возмещают единовременное пособие на самого работника, лицо, завершившее обучение, в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере 1/4 пособия на самого работника, лицо, завершившее обучение (ст. 96 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Действующим законодательством не определено понятие "другая местность". Однако в п. 2 Инструкции* понятие "другая местность" раскрывается как "другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению".

___________________________

* Инструкция о порядке и условиях переселения безработных по направлениям государственной службы занятости населения Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минтруда РБ от 27.06.1996 № 51.

Справочно: населенный пункт – компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы (часть первая ст. 4 Закона РБ "Об административнотерриториальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь").

Обратимся к п. 30 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента РБ от 07.09.2007 № 413 (далее – Положение). Им определено, что граждане, прибывшие из другого населенного пункта для получения образования в учреждениях образования и организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, в дневной форме получения образования, обязаны в порядке, установленном в гл. 3 Положения, зарегистрироваться на срок получения образования по месту пребывания, а граждане Республики Беларусь, не обеспеченные жилой площадью в общежитии, – по месту пребывания по месту нахождения учреждения образования и организации, реализующей образовательную программу послевузовского образования. Орган регистрации выдает им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства (п. 21 Положения).

Молодым специалистам и членам их семей, направленным на работу в порядке персонального распределения по месту нахождения учреждения образования, где они обучались, единовременное пособие выплачивается, если они до обучения постоянно проживали в другой местности, т.е. местом постоянной регистрации был другой населенный пункт. Если к моменту распределения студент (учащийся) получил постоянную регистрацию в городе, где находится учреждение образования и куда он направлен на работу, то права на получение указанного пособия он не имеет.

Не выплачивают единовременное пособие в том случае, когда молодой специалист направлен на работу по месту своего постоянного жительства. При этом местом постоянного жительства до направления по распределению признается тот населенный пункт, где студент (учащийся) проживал до поступления на учебу согласно соответствующим отметкам в паспорте гражданина Республики Беларусь.

В отдельных ситуациях молодого специалиста распределяют на работу в организацию, находящуюся по месту его жительства до поступления на учебу, но при этом наниматель направляет его на работу в структурное подразделение данной организации, находящееся в другой местности по отношению к его месту жительства. В данном случае молодой специалист имеет право на выплаты, предусмотренные ст. 96 ТК.

Основанием для выплаты указанных компенсаций является фактическое проживание молодого специалиста в другой по отношению к месту работы местности. Возможность ежедневно добираться работнику с места жительства до места работы не препятствует выплате компенсаций.

Гарантии и компенсации молодым специалистам

В соответствии со статьей 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации, в частности:

- трудоустройство в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией;

- отдых продолжительностью тридцать один календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - сорок пять календарных дней. По инициативе выпускника продолжительность отдыха может быть сокращена;

- компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде;

- денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь.

В соответствии с данной статьей предоставляются гарантии и компенсации также выпускникам, направленным на работу, в том числе выпускникам, направленным на работу, которые получили высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан.

Отдых

Отдых используется выпускником до трудоустройства в организацию по распределению (направлению).

В случае, если выпускник уже состоит в трудовых отношениях, использование им отдыха возможно только путем предоставления ему трудового или социального отпуска. Например, по согласованию с нанимателем может быть оформлен социальный отпуск по семейно-бытовым или иным уважительным причинам на основании статьи 190 Трудового кодекса.

Денежная помощь

В соответствии с пунктом 25 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821, выплачивается денежная помощь:

молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, которые направлены на работу, - в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);

молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, - из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.

Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.

Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждением образования выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.

В случае, если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.

Справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании.

Гарантии и компенсации в связи с переездом

Согласно части первой статьи 96 Трудового кодекса выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, возмещаются:

стоимость проезда выпускника и членов его семьи (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку;

расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на самого выпускника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества);

суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках;

единовременное пособие на самого выпускника в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого выпускника.

Для определения права выпускника на компенсации в связи с переездом на работу в другую местность следует исходить из того, какой населенный пункт являлся местом его постоянного (преимущественного) проживания (регистрация по месту жительства, постоянная прописка) до распределения (направления). При этом временная регистрация на период обучения по месту нахождения учреждения образования не учитывается.

Например. Выпускник трудоустроен по распределению в г. Минск. Обучался в г. Минске, где был временно зарегистрирован на период обучения. До поступления в учреждение образования постоянно проживал в г. Могилеве.

Право на получение компенсаций, предусмотренных статьей 96 Трудового кодекса, имеется в случае, если после распределения на работу выпускник приехал в населенный пункт, который не являлся местом его постоянного жительства до распределения (направления).

Статья 96 Трудового кодекса не содержит требования о предъявлении работником документов, свидетельствующих о его регистрации в населенном пункте по месту работы. Кроме того, в соответствии с пунктом 21 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания (далее – Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413, в случае временного выезда из места жительства на срок более одного месяца гражданин вправе зарегистрироваться по месту пребывания, если иное не установлено в пунктах 28-1 и 30 Положения. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок до одного года, если иной срок не установлен Положением. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для выплаты компенсаций, установленных статьей 96 Трудового кодекса, законодательством о труде не определен. В связи с этим вопрос о выплате компенсаций, предусмотренных статьей 96 Трудового кодекса, должен решаться нанимателем с учетом обстоятельств и документов, имеющих место в каждом конкретном случае.

Расходы на проезд производятся в соответствии с Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35. Так, согласно данной Инструкции расходы на проезд подтверждаются подлинными проездными документами.

Прием на работу.

            В соответствии со ст.281 ТК выпускникам государственных высших и средних специальных и профессионально-технических учебных заведений гарантируется предоставление первого рабочего места. Первым рабочим местом считается место работы, предоставляемое выпускнику в соответствии с полученной специальностью, профессией и квалификацией, если до поступления в учебное заведение он не состоял в трудовых отношениях. Так, например, если выпускники указанных заведений по уважительным причинам (болезнь, перемена места жительства, семейные обстоятельства и др.) не могут быть направлены на работу в порядке персонального распределения на основании заключенных договоров (заявок), то их трудоустройство осуществляется центрами занятости населения. Учебные заведения в этих случаях не позднее 2-х месяцев до окончания выпускниками учебных заведений направляют в центры занятости необходимую информацию для трудоустройства указанных выпускников. В соответствии с п.8 Порядка установления предприятиям, учреждениям, организациям брони для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений (утв. министерствами труда и образования 17.05.99г. N 59/285) центры занятости населения с учетом наличия вакантных мест вносят предложения в местные исполнительные и распорядительные органы об установлении нанимателями брони для предоставления первого рабочего места указанным выпускникам. Отказ в приеме на работу выпускникам государственных учебных заведений, направленным в счет брони, запрещается. Основной правовой формой реализации права на труд для всех работников является трудовой договор. При заключении трудового договора с молодым специалистом принимают участие не только он и наниматель, но и третье лицо -- комиссия по персональному распределению. Содержание этого договора определяется не только его непосредственными сторонами, но и уполномоченными представителями государства, заинтересованными в наиболее рациональном использовании специалистов.

          В момент распределения на работу специалистов комиссия, выполняя представительные функции организации и министерства, в распоряжении которого находится учебное заведение, сообщает выпускнику основные условия, составляющие содержание будущего трудового договора. Согласие специалиста приступить к работе, указанной комиссией, выражается в получении удостоверения о направлении на работу и компенсационных выплат, связанных с переездом к месту работы. Окончательное заключение трудового договора происходит в момент прибытия молодого специалиста к месту работы, когда наниматель на основании удостоверения о направлении на работу, а также его заявления издает приказ о зачислении на определенную должность, указанную в удостоверении. Приказ объявляется работнику под расписку.

        При приеме на работу специалисты предъявляют паспорт, документ об образовании, удостоверение о направлении на работу или справку, дающую право самостоятельно устраиваться на работу и при ее наличии -- трудовую книжку. Специалистам, работавшим до поступления на учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение и имеющим трудовые книжки, учебное заведение вносит записи о времени обучения в дневных отделениях (в т.ч. подготовительных) высших и средних специальных учебных заведений. Основанием для таких записей являются приказы учебного заведения о зачислении на учебу и об отчислении из числа студентов, учащихся. Если до поступления в учебное заведение специалист не работал, то наниматель по месту работы вносит в его трудовую книжку отдельной строкой (со ссылкой на дату, номер и наименование соответствующих документов (диплома)) запись о времени обучения в учебном заведении.

            Многие специалисты во время обучения работают: кто летом, кто во время учебы. Все эти периоды работы, а также производственная практика на оплачиваемых рабочих местах и должностях засчитывается в непрерывный трудовой стаж независимо от продолжительности перерывов. Иногда бытует мнение, что работа студента во время учебы -- это работа по совместительству, а как известно, она в трудовой стаж не засчитывается. Это распространенное мнение является ошибочным. Работа во время обучения не является совместительством. Поскольку обучение в учебном заведении не является трудовым правоотношением, мы имеем лишь один трудовой договор.

          Следовательно, здесь не применимы требования, предъявляемые к совместительству: разрешение деканата, ограничение в заработке, увольнение практически в любое время как совместителя и т.д.

          Труд студента -- его личное дело, и если это не мешает ему учиться, то он  пользуется всеми правами как обычный работник. Если специалист поступает на работу впервые и трудовой книжки не имеет, то наниматель обязан в недельный срок завести на него трудовую книжку и заполнить ее в присутствии его. С каждой записью в трудовой книжке работник должен быть ознакомлен под расписку в личной карточке (формы Т-2). В соответствии со ст.26 ТК при приеме на работу (в т. ч. и специалистов) запрещается требовать от граждан документы, помимо предусмотренных законодательством.

 

Дополнительные гарантии. Перевод. Увольнение.

       Специалистам во время трудоустройства и работы предусмотрены дополнительные гарантии. Например, им не устанавливается испытание при приеме на работу. В соответствии с Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организации (утв. постановлением Минтруда от 31.10.96г. N 84) от аттестации освобождаются выпускники дневных учебных заведений в течение первого года работы после окончания учебы.

    Как уже подчеркивалось, выпускники обеспечиваются работой строго в соответствии с полученной специальностью. Поэтому их перевод на другую постоянную работу внутри организации признается правомерным только в том случае, когда имеется их согласие и при этом не изменяется их специальность, другая работа, не противопоказанная по состоянию здоровья.

     Однако наниматель вправе в случае производственной необходимости (для предотвращения стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий, предотвращения несчастных случаев) временно, сроком до 1 месяца, перевести специалиста на необусловленную трудовым договором работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ст.33 ТК). Бывает так, что под предлогом производственной необходимости, переводят работников на другую работу временно для срочного выполнения планового задания без их согласия. Такой перевод незаконный, поскольку недостатки в организации труда не могут служить основанием для перевода на другую работу по производственной необходимости.

         Если специалист по какой-либо причине не может быть использован в организации или она не обеспечивает выполнение условий, предусмотренных при направлении их на работу, министерство, в ведении которого находится данная организация, обязано предоставить ему с его согласия в своей системе другую работу по профилю или откомандировать на работу в систему другого министерства в порядке перевода. Но и вэтом случае специалист также не освобождается от обязанности отработать установленный законодательством срок. Основные обязанности работника установлены Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка, утв. постановлением Минтруда от 5.04.2000г. N 46 (раздел 3).

          Специалисты обязаны своевременно в установленные сроки явиться к нанимателю после распределения комиссией для заключения трудового договора. Правовое положение специалистов, заключивших трудовой договор, закрепляется их обязанностью отработать по месту направления не менее 2 лет и строго соблюдать трудовую, производственную дисциплину в организации. Напрашивается вопрос: может ли специалист подать заявление о досрочном расторжении трудового договора по своей инициативе? По законодательству работник, заключивший трудовой договор на неопределенный срок, имеет право расторгнуть этот трудовой договор, предупредив об этом нанимателя письменно за 1 месяц (ч.1 ст.40 ТК). Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (п.1 ст.17 ТК), а также срочный трудовой договор могут быть в любое время прекращены по соглашению сторон трудового договора (ст.37 ТК). Эти общие правила увольнения по собственному желанию, как правило, не распространяются на специалистов. Он до истечения срока отработки может поставить вопрос о досрочном расторжении трудового договора в исключительных случаях: по болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы, при нарушении нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (соглашения), выразившемся в необеспечении договорных обязательств жильем, не предоставлении работы по специальности и др., а также по другим уважительным причинам, предусмотренным законодательством. Со специалистами (выпускниками средних специальных и профессионально-технических учреждений образования), которые поступили на дневную форму обучения в вузы, а также которые окончили высшие учебные заведения (выпускниками высших медицинских заведений -- после окончания стажировки) и поступили на дневную форму обучения в аспирантуру (ординатуру), трудовой договор может быть расторгнут по желанию работника в порядке и на условиях, указанных в ч.IV ст.40 ТК при предоставлении соответствующих документов о поступлении. Специалисты, которые работают по распределению, могут быть (с их согласия) уволены в порядке перевода к другому нанимателю или в связи с переходом на выборную должность (п.4 ст.35 ТК), а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п.6 ст.35 ТК). В других случаях (кроме увольнения за виновные действия) необходимым условием перераспределения или досрочного расторжения трудового договора между специалистом и нанимателем является согласие министерства, которому подчинена данная организация или органа образования. Самовольное оставление специалистом работы рассматривается как прогул.

         Если для увольнения работника по его инициативе требуется устанавливать строго регламентированный порядок расторжения трудового договора, поскольку здесь основной фактор -- желание работника, то при увольнении по инициативе нанимателя государство считает необходимым повысить правовую обеспеченность интересов работников, предупредить возможные нарушения их прав. С этой целью законом установлены дополнительные гарантии охраны права на труд при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя. К числу важнейших гарантий, обеспечивающих право специалистов на получение работы в соответствии со специальностью и квалификацией, относятся установленные законом ограничения возможности увольнения выпускников по инициативе нанимателя.

        Такими гарантиями являются: во-первых, правило о том, что трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия по инициативе нанимателя может быть расторгнут лишь по основаниям, прямо предусмотренным в законе, и, во-вторых, если об этом записано в коллективном договоре, запрещено расторгать трудовой договор по инициативе нанимателя без предварительного согласия профсоюзного комитета. Перечень оснований, по которым наниматель вправе уволить работника по своей инициативе, исчерпывающий (ст.42 ТК).

       Специалисты также могут быть уволены с работы по инициативе нанимателя. Но закон требует при этом соблюдения особой правовой процедуры, ибо любое увольнение специалиста должно быть под пристальным вниманием государства. Поэтому, прежде  чем уволить молодого специалиста за нарушение дисциплины, наниматель обязан принять все меры по воспитанию его в трудовом коллективе с участием общественных организаций. В случаях, когда это предусмотрено в коллективном договоре, наниматель обязан получить согласие профкома на увольнение специалиста по своей инициативе.

       Профсоюзный комитет может дать согласие на увольнение только после всесторонней проверки материалов, представленных нанимателем. Министерство также регулярно проверяет объективность нанимателя при увольнениях специалистов. К основаниям для расторжения трудового договора со специалистом по инициативе нанимателя относятся: учетом специальности и квалификации. При невозможности использовать специалиста на работе в данной организации обязанность его трудоустройства возлагается на министерство, в ведении которого находилась данная организация. Последнее обязано предоставить ему работу по специальности или квалификации в своей системе или откомандировать на работу в систему другого министерства;

     2) обнаружившееся несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы.

      Причиной увольнения его может быть состояние здоровья, если наступило стойкое снижение трудоспособности, препятствующее нормальному исполнению трудовых обязанностей. Либо если исполнение этих обязанностей ему противопоказано по состоянию здоровья или опасно для окружающих. Временная утрата трудоспособности не может служить причиной для увольнения работника по этому основанию. Состояние здоровья работника, вопрос об увольнении которого решается, должно быть подтверждено медицинским заключением;

      3) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы (п.3 ст.42 ТК);

      4) систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового

    1) ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, сокращение численности или штата работников.

       Следует отметить, что полная ликвидация организации -- чрезвычайно редкое явление. Вопрос об увольнении специалистов по сокращению штата возникает редко. т.к. у них высокая профессиональная подготовка. Однако при сокращении должности, занимаемой специалистом, наниматель обязан с согласия работника перевести его на другую работу с учетом специальности и квалификации. При невозможности использовать специалиста на работе в данной организации обязанность его трудоустройства возлагается на министерство, в ведении которого находилась данная организация. Последнее обязано предоставить ему работу по специальности или квалификации в своей системе или откомандировать на работу в систему другого министерства;

     2) обнаружившееся несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы.

        Причиной увольнения его может быть состояние здоровья, если наступило стойкое снижение трудоспособности, препятствующее нормальному исполнению трудовых обязанностей. Либо если исполнение этих обязанностей ему противопоказано по состоянию здоровья или опасно для окружающих. Временная утрата трудоспособности не может служить причиной для увольнения работника по этому основанию. Состояние здоровья работника, вопрос об увольнении которого решается, должно быть подтверждено медицинским заключением;

      3) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы (п.3 ст.42ТК);

       4) систематическое неисполнение работником без уважительных причин  обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания (ст.42 ТК). Из формулировки названной статьи вытекает, что данное основание для увольнения применяется при наличии следующих условий:

      -- неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее их исполнение. Однако отказ от выполнения работы, не входящей в круг обязанностей работника, не имеет отношения к его трудовым обязанностям, не является нарушением трудовой дисциплины.

        Следовательно, при увольнении специалиста по данному основанию принимаются во внимание не только факты неисполнения работником обязанностей, возложенных на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, но и неисполнение других трудовых обязанностей, установленных действующим законодательством, коллективным договором, приказами и распоряжениями нанимателя.  

         При конкретных обстоятельствах с учетом характера совершенного специалистом дисциплинарного проступка и ранее примененной меры взыскания систематическим неисполнением служебных обязанностей может быть признано и повторное неисполнение работником без уважительных причин возложенных на него обязанностей. По этому основанию может быть уволен с работы и специалист без согласия министерства (п.28 Положения);

      5) прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин. В соответствии с законодательством о труде прогул является грубейшим нарушением трудовой дисциплины, и поэтому за данный дисциплинарный проступок работник может быть уволен. На основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка (утв. постановлением Минтруда 5.04.2000г. N 46) прогулом считается неявка на работу без уважительной причины в течение всего рабочего дня.

       Равным образом считаются прогульщиками работники, отсутствовавшие на работе более 3 часов в течение рабочего дня без уважительных причин, и к ним могут применяться меры ответственности, установленные за прогул. Если он до истечения двухлетнего срока самовольно оставил работу, на которую был направлен в плановом порядке, то такой случай также квалифицируется как прогул без уважительной причины.

     При расторжении трудового договора со специалистом (п.5 ст.42 ТК) наниматель должен учитывать, что воспитание работников осуществляется прежде всего методом убеждения, путем создания нормальных производственных и бытовых условий, а также должен выяснить причину, вызвавшую проступок, обстоятельства, при которых он совершен;

      6) неявка на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работником, утратившим трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности (п.6 ст.42 ТК). Увольнение по данному основанию специалиста является правом, но не обязанностью нанимателя. По установившейся практике увольнение допустимо лишь тогда, когда оно вызвано производственной необходимостью. За работниками, временно утратившими трудоспособность в связи с заболеванием туберкулезом, место работы сохраняется до 12 месяцев, а за теми, кто утратил трудоспособность из-за увечья или профессионального заболевания, -- до восстановления трудоспособности или установления инвалидности. При этом не имеет значения, по чьей вине -- организации или самого работника -- произошло трудовое увечье или профессиональное заболевание;

         7) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время (п.7 ст.42 ТК). Следует отметить, что при применении указанной статьи к специалистам необходимо учитывать, что такая мера воздействия должна использоваться лишь в тех случаях, когда воспитательная и иная работа, проводимая трудовым коллективом с лицами, злоупотребляющими алкоголем, не дала положительных результатов;

         8) совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания. Специалист, впрочем, как и любой другой работник, может быть уволен по этому основанию лишь после того, как вина установлена вступившим в законную силу приговором суда в пределах одного месяца со дня вступления в законную силу приговора суда или вынесения постановления органа в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;

       9) однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников (п.9 ст.42 ТК). Законодатель не определил, что следует понимать под "однократным грубым нарушением". На практике под "однократным грубым нарушением правил охраны труда" чаще всего понимается нарушение работником требований соответствующих инструкций, правил и других нормативных правовых актов по охране труда, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правил поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, повлекшее увечье или смерть других работников. Нарушение правил по охране труда может выражаться в 3 формах: в несоблюдении правил; в их ненадлежащем соблюдении; в совершении действий, прямо запрещенных соответствующими правилами. Вопрос о том, допустил ли работник грубое нарушение правил по охране труда, решается с учетом конкретных обстоятельств.

       Расторжение трудового договора по указанному основанию допускается при условии, что грубое нарушение правил охраны труда повлекло увечье или смерть других работников.

        Нанимателю в каждом конкретном случае следует выяснить, какие конкретные пункты правил по охране труда нарушены работником и что именно эти нарушения явились причиной увечья или смерти других работников. По п.9 ст.42 ТК могут быть уволены как должностные лица, так и другие работники (в т.ч. и специалисты), постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством и на которых лежала обязанность по соблюдению правил по охране труда. Важное значение имеет установление причинной связи между нарушением правил по охране труда и наступившими последствиями. Например, если правилами (инструкциями) или специальным распоряжением на работника непосредственно возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности или контролировать и обеспечивать их соблюдение на определенном участке, а работник в результате действия, бездействия или ненадлежащего действия нарушил правила пожарной безопасности, что повлекло увечье или смерть других работников, наниматель может расторгнуть с ним трудовой договор по п.9 ст.42 ТК. При этом не имеет значения, привлекался ли работник за нарушение правил охраны труда к уголовной ответственности. Расторжение трудового договора по п.9 ст.42 ТК должно производиться с соблюдением правил, предусмотренных в ст. ст.43, 46, 198-- 200 ТК.

        Помимо оснований, изложенных в ст.42 ТК, трудовой договор с некоторыми категориями работников при определенных условиях может быть прекращен в соответствии со ст.47 ТК в связи с:

-- однократным грубым нарушением трудовых обязанностей руководителем организации (обособленного подразделения) и его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями;

-- совершением виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или материальные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны -- совершением работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

-- направлением работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий;

-- неподписанием либо нарушением работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, о которых говорится в п.5 ст.47 ТК, относятся, в частности, представители власти; служащие госаппарата; лица, определяемые законодательством как должностные; должностные лица субъектов хозяйствования, в имуществе которых доля государственной собственности является преобладающей, и др.

         Действующее законодательство устанавливает ряд гарантий, в т.ч. и специалистам, обеспечивающих защиту интересов работника при увольнении. Так, запрещено расторжение трудового договора по инициативе нанимателя в период временной нетрудоспособности работника. Исключение -- случаи увольнения по п.6 ст.42 ТК, то есть в связи с длительной нетрудоспособностью, о которой уже сказано. Недопустимо расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с работником, который находится в отпуске, за исключением случаев полной ликвидации организации.

          Для определенной категории работников установлены дополнительные гарантии, обеспечивающие их право на труд. Так, не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов -- до восемнадцати лет), кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным п.п.4, 5, 7, 8 и 9 ст.42 и п.п. 1--3 ст.44 ТК (ч.3 ст.268 ТК).

         Указанные гарантии женщинам при расторжении трудового договора действуют лишь в случаях увольнения их по инициативе нанимателя. При расторжении трудового договора по иным основаниям указанные гарантии не применяются. На молодых специалистов, направленных в порядке персонального распределения на работу в организации, расположенные в зонах радиоактивного загрязнения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные постановлением Совмина от 1.10.98г. N 1516 "Об установлении выплат выпускникам учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, направленным на работу или для прохождения службы (военной службы) в районы, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС", с последующими изменениями и дополнениями.

        Увольнение с работы специалистов, как и других работников, оформляется приказом нанимателя. Днем увольнения считается последний день работы. В день увольнения наниматель обязан выдать работнику трудовую книжку с внесенной в нее записью о причине увольнения и произвести с ним окончательный расчет.

свернуть
Поделиться в: